взлом

Проблемы Церкви и проблемы государства1

Переживая вместе со своим народом разные исторические эпохи, на протяжении всей своей истории Русская Православная Церковь активно занималась социальной деятельностью в сфере труда и занятости населения, развитием различных форм благотворительности и миссионерской деятельности, ежедневным воспитанием нравственного чувства народа, просвещением народа и становлением института русского школьного образования. Анализ благотворительной деятельности Церкви в историческом прошлом России, проведенный в предыдущем разделе, позволяет утверждать, что роль Русской Православной Церкви как социального института в жизни государства и общества была значительной.

В социальной сфере деятельности Русская Православная Церковь накопила значительный опыт, который может быть использован для решения современных задач социальной направленности, которых в настоящее время становится все больше и больше. Социальные проблемы существуют в любом обществе, но особенно актуальными они становятся в периоды социальных изменений и трансформаций, когда социальные отношения резко обостряются. О существующих сегодня в социальных науках моделях решения общественных проблем смотрите статью Т.М. Симоновой «Теоретические основы анализа и решения  социальных проблем»

прот. Александр
Степанов

По мнению протоиерея Александра Степанова, председателя Отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви,  «государство в начале 90-х годов столкнулось с валом социальных проблем, которых не знало ранее. Кроме того, привычные командно-административные методы решения этих проблем оказались неприемлемы в силу наступившей гласности. Этот период совпал со временем начала реформ как системы соцобеспечения, так и здравоохранения. Проблемы накапливались, как снежный ком. Государство часто имитирует социальную деятельность, формально создавая собственные учреждения, обозначающие деятельность в том или ином направлении, но, не работая на достижение определенного результата»2.

«Другая проблема, - как считает отец Александр, - «заключается в том, что ситуация в России характеризуется отсутствием стратегической перспективы развития государства… Государство живет решением сегодняшних проблем. Поэтому и в законодательстве о религиозных организациях мы находим много неопределенного. Так, например, анализ законов, регламентирующих взаимодействие церкви и государства в социальной сфере («О свободе совести и религиозных организациях», «О некоммерческих организациях», «О социальном обслуживании населения», «О благотворительной деятельности») показывает непроработанность механизмов взаимодействия и отсутствие заинтересованности государства в привлечении Церкви к решению социальных проблем в обществе»3.

Одной из основных причин многих социальных проблем, затрудняющих развитие современного российского общества, является утрата духовных и нравственных основ, складывающихся в российском обществе на протяжении многих веков и свойственных нашему народу.

«Никакие человеческие устремления: ни сила власти вместе с ее материальным базисом, ни образование и наука, ни сила государства и армии — сами по себе не способны сделать человека порядочным и счастливым. Для этого недостаточно только материальной составляющей, нужен порядок в душе, душевное благополучие, которое человек обретает только тогда, когда силы души подчинены законам нравственности и нормам морали. Нарушение нравственного закона приводит человека и общество к страданию в той же мере, что и нарушение или пренебрежение законами физического мира. Проявляя заботу о человеке, важно сознавать, что человек объемлет в себе как материальную природу, так и духовную»4 - пишет архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин).

В различных социально-исторических условиях, в том числе и в настоящее время,  Церковь остается наиболее стабильным институтом, обладающим организационным и духовно-нравственным потенциалом для оказания различных видов помощи социально незащищенной части общества.

«Современный статус РПЦ, - заключает архиепископ Димитрий, - «прежде всего - результат ее новых взаимоотношений с государством. Эти отношения обусловлены и неразрывно связаны с процессами становления правового государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношений к религии и РПЦ. В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества»5.

Религия, отражая понимание человеком мира, в том числе, и социального, будучи в определенных исторических сообществах доминирующим типом общественного сознания, содержит в себе емкую систему подробнейших знаний об устройстве общественной жизни как воплощении божественного проведения. В Средние века в христианской Европе господствовало мнение, что в Откровении содержатся все конкретные предписания относительно общественных порядков, устройства и характера власти, отношений господина и слуги, должника и заимодавца, семейной жизни. Природа и конкретные формы власти, государства, правовые нормы выводились из Священного Писания. Секуляризация общества утвердила представление о государстве как о процессе и результате деятельности самих людей. Однако проблемам общественной жизни по-прежнему уделяется значительное место в религиозной системе взглядов на мир и не только в мировоззренческом или богословском плане. Более того, исследования показывают, что существует современная тенденция смещения акцентов в деятельности религиозных центров, организаций с непосредственного богослужения на диаконию - служение обществу и человеку. Служение как религиозная деятельность осуществляется в духовной и практической сферах. Социальное служение в духовной сфере составляют разработка социальных религиозных идей, систематизация теологических догматов о жизни общества и человека, сочинение богословских произведений по проблемам обновления современной церкви. Практическое религиозное служение ориентировано на решение тяжелых социальных проблем современного общества и, тем самым, на реализацию божественного замысла о мире. Социальное служение является одним из факторов устойчивого развития самого государства6.

Эта новая для социального служения роль способствует его оформлению в новый мощный социальный ин­ститут со всеми присущими ему атрибутами — институт социаль­ного служения7.

В тоже время история развития христианской церкви однозначно подтверждает, что в обществе церковь действенна только тогда, когда достаточно «свидетельства христиан», которое должно проявляться в сфере труда, профессии, учебы, жилья, свободного времени, дружеского времяпрепровождения. Если praxis в жизни христиан отсутствует, то церковь не может заполнять духовную сферу общества, что приводит к проникновению и утверждению в обществе других сил, а также к изменению гарантированного правом положения церкви в государстве8.

Предпосылки развития социальной деятельности Церкви

В то же время Церковь всегда стремилась облегчить человеческие страдания, ибо голод, холод, одиночество способны ожесточить человеческое сердце, сделать его грубым. Исполнение заповеди Христа Спасителя: "Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд" (Лк. 6. 36), - обязанность не только каждого христианина, но и всей Церкви. Служение милосердия всегда было одним из важнейших аспектов христианского служения и христианской проповеди. Надо сказать, что наиболее эффективные социальные программы всегда осуществлялись именно Церковью, ибо религиозная мотивация благотворительности отлична от светской. Благотворительность для церковного мировоззрения - это не только "решение социальных проблем", сколько исполнение заповеди Божией о милосердии9.

По мнению Святейшего Патриарха Кирилла, "оружие" Церкви - молитва, слово, убеждение. В том, что голос Церкви в течение последнего десятилетия зачастую замалчивался, нет вины Церкви. Нас часто спрашивают, почему Церковь никак не отреагировала на проблему Чечни? Почему Церковь не интересуют задолженности по зарплате? Почему Церковь молчит об угрозах наркомании и алкоголизма? Мы отвечаем: Церковь не молчит. Ее голос замалчивается. Слава Богу, сейчас эта проблема понемногу уходит в прошлое. Церковь всегда старается остановить зло в той мере сил и возможностей, которыми она обладает…

Миссия Церкви - не в разрушении или движении вспять, к отжившим историческим реалиям, а в преображении существующей действительности на началах богозаповеданной любви. Сегодня действительность бросает Церкви и христианам новые вызовы, и нам следует с готовностью встретить их, вооружившись Преданием Церкви, ее мудростью и опытом благодатной жизни. Верность первых христиан этой миссии сделала языческую Римскую империю христианской, наполнила христианским содержанием обветшавшую античную культуру, породила то, что мы называем христианской цивилизацией. Я глубоко убежден, что верность этой миссии современных христиан способна осуществить идеал Святой Руси в рамках нынешней исторической действительности»10.

Основные источники и состояние социального служения

Социальную деятельность Русской Православной Церкви можно определить как систему ее взаимодействий с другими социальными подсистемами, в процессе которой происходит реализация социально значимых функций данного социального института. Осуществляется данная деятельность в форме социального служения РПЦ, наиважнейшие цели которого - привнесение в общество идеалов нравственности и гуманизма; укрепление в обществе законопослушности и патриотизма; возрождение традиционной русской культуры.

Реальные проблемы общества и человека в последнее время находят все большее отражение в мировоззренческих системах. В том числе, религиозных. Документы религиозных организаций, посвященные социальным проблемам, содержат оценку всего многообразия социальных ситуаций, экономических, политических, межгосударственных, военных, культурных и прочих вопросов. Религиозные организации не остаются в стороне от этих проблем. Помимо предложения реальной практической помощи нуждающимся как исполнения своей исконной функции, они стремятся к расширению своего влияния на общественное сознание, радея за нравственность человечества как фактор его выживания.

Социальное измерение духовности выражается через солидарность всех людей доброй воли в умножении добра в обществе. На умножение добра в обществе  ориентировано социальное служение. Понятие «социальное служение» определяется как совокупность организованных форм социальной деятельности религиозных организаций, направленных на осуществление религиозной миссии в общественной практике.

Служение - та деятельность индивидов, групп, институтов, организаций, которая может носить как церковный, так и внецерковный характер. Оказание социальной помощи, осуществление социальной работы требует чаще всего специальной подготовки и подразумевает деятельность во внерелигиозных областях: экономической, политической, производственной, профессиональной, государственной, научной, художественной. Таким образом, проявляется служение как нерелигиозная (по объективному содержанию, предмету и результатам) деятельность. Тем не менее, одним из мотивов этого служения выступает религиозный мотив - действовать во благо человека - образа божьего. Благотворительность выступает в качестве реализации божественного замысла.

Служение как религиозная деятельность осуществляется в духовной и практической сферах. Социальное служение в духовной сфере составляют разработка социальных религиозных идей, систематизация теологических догматов о жизни общества и человека, написание богословских произведений по проблемам обновления современной церкви. Практическое религиозное служение ориентировано на решение социальных проблем современного общества и, тем самым, на реализацию божественного замысла о мире. Подробнее о терминологических и концептуальных трудностях в теории социального служения смотрите статью С.Г. Зубановой.

При реализации церковных социальных программ и концепций, в первую очередь, необходимо опираться на Священное Писание и труды Отцов Церкви, о чем шла речь в первом разделе. В данном параграфе мы остановимся но документах более позднего времени.

Большое значение имеют «Основы социальной концепции Русской Православной

Церкви», которые были приняты на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года. Это первый официальный документ Русской Православной Церкви, посвященный современным общественно значимым проблемам.

Основы социальной концепции состоят из 16 разделов, каждый из которых освещает ту или иную общественно значимую проблему, сторону жизни государства и общества.

Сформулированные в документе положения отражают официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Именно этими положениями предложено руководствоваться православным социальным организациям, которые были созданы для решения насущных проблем, также следует использовать указания данного документа в пастырской практике, связанной с новыми явлениями жизни общества.

«Основы…» - это «принципиальный, богословский ответ на проблемы церковно-государственных и церковно-общественных отношений, предназначенный для всех наших пастырей, для всей паствы. Это базовый документ, рассчитанный не на год-два, но, по крайней мере, на ближайшие десятилетия… Это долгосрочная программа общественного служения Церкви, опирающаяся на православное богословское осмысление положения Церкви в плюралистическом секулярном обществе»11.

Для понимания важности принятия «Основ…» в деле развития церковного социального служения обратимся к речи, произнесенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на открытии IX Международных Рождественских чтений 21 января 2001 года в докладе «Церковь и мир на пороге нового тысячелетия»12. 

По его мнению, современная цивилизация облегчила человеку его земное существование, но поставила перед ним и множество новых серьезнейших проблем, которые нуждаются в решении. «Русская Церковь освободилась из оков многолетнего пленения и ступила на путь широкого общественного служения, исполняя завет святого Апостола Павла: «Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес. 5, 14). Удовлетворить духовные потребности современного общества, не обмануть его надежд и ожиданий, поддержать и развить его творческий потенциал, возродить и укрепить нравственные начала жизни, содействовать спасению каждой человеческой души – вот важнейшие исторические задачи, стоящие перед нами. Множество обездоленных, страждущих людей, лишенных полнокровной и достойной жизни, взывают о помощи. И Церковь, восстающая после долгих десятилетий гонений, хотя и находится в тяжелейшем положении, всеми силами стремится помочь им. Она ищет любую возможность соработничества с государством и обществом в делах добра и милосердия. Эти дела нельзя откладывать – надо помнить, что не оскудеет рука дающего. «Всегда ищите добра и друг другу и всем» (1 Фес. 5, 15).

Апостол Павел

«Именно добра и милосердия недостает сейчас всему миру… Порог нового тысячелетия – благоприятное время для того, чтобы освободиться от тяготящей нас инерции прошлого, от духа злобы, вражды и ненависти, разделяющего людей и разрушающего духовный лад человеческого сообщества. «Имя Церкви, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – есть имя не разделения, а единения и согласия... При согласии малые вещи увеличиваются, а при раздоре – великие уменьшаются». И у Церкви, и у государства есть немало совместных задач как национального, так и вселенского значения. Подступить к их решению можно только сообща… Церковь призвана печаловаться о нуждах народа, свидетельствовать о великой ответственности правителей перед Богом, людьми и историей. Во всяком добром деле Церковь поддерживает усилия власти, решительно стоит за ее консолидацию и укрепление, но она не может не осуждать нравственно непродуманные деяния, пассивность и бездействие, не может делать уступки силам зла…  Наш народ сейчас особенно нуждается в людях, способных на жертвенный подвиг во имя любви – любви к Богу, Отечеству и ближним»13.

Св. Иоанн Златоуст

 Для дальнейшего активного развития социальной деятельности Церкви важна позиция, сформулированная в разделе «Основные богословские положения».

Важно, что христианин не должен гнушаться жизнью окружающего мира. Церковь призывает своих чад к активному участию в общественной жизни, — но при этом к такому участию, которое основывается на принципах христианской нравственности, которое служит убедительным свидетельством действенности христианской веры.

Об этом в документе сказано следующее: «Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению призывается весь народ Божий. Члены тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции. Каждому дается особый дар для служения всем. «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4. 10)». <…> «Спаситель говорит о Себе: «Я посреди вас, как служащий» (Лк 22. 27). Служение во имя спасения мира и человека не может ограничиваться национальными или религиозными рамками, как ясно говорит об этом Сам Господь в притче о милосердном самарянине. Более того, члены Церкви соприкасаются со Христом, понесшим все грехи и страдания мира, встречая каждого голодного, бездомного, больного, заключенного. Помощь страждущим есть в полном смысле помощь Самому Христу, и с исполнением этой заповеди связана вечная судьба всякого человека (Мф. 25. 31-46). Христос призывает Своих учеников не гнушаться миром, но быть «солью земли» и «светом миру». <…> «Исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира. Для сего она вступает во взаимодействие с государством, даже если оно не носит христианского характера, а также с различными общественными ассоциациями и отдельными людьми, даже если они не идентифицируют себя с христианской верой. Не ставя прямой задачи обращения всех в Православие в качестве условия сотрудничества, Церковь уповает, что совместное благотворение приведет ее соработников и окружающих людей к познанию Истины, поможет им сохранить или восстановить верность богоданным нравственным нормам, подвигнет их к миру, согласию и благоденствию, в условиях которых Церковь может наилучшим образом исполнять свое спасительное делание»14

Важным источником информации о том, решением каких проблем занята в настоящее время Церковь, можно считать ее официальный сайт: Патриархия.ру. (http://www.patriarchia.ru/). С официальной позицией отдельных епархий, соответственно,  можно познакомиться на епархиальных сайтах.

На этих сайтах можно найти документы Архиерейских соборов, где излагается общецерковный взгляд на те или иные социальные проблемы. Например, сформулирована Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции, Концепция по борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа, по актуальным проблемам экологии.

Диакония.ру (http://www.diaconia.ru) – это официальный сайт Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Здесь можно познакомиться с новостями социального служения, материалами встреч, новыми документами по церковной социальной работе, материалами Межсоборного присутствия. Также здесь можно найти информацию о семинарах, научно-практических конференциях. Так, в мае 2013г. прошла уже IV межрегиональная конференция по социальному служению. Эти мероприятия важны не только с практической точки зрения. Конференции – это возможность обсудить концептуальные вопросы. Бесспорно, важны и ежегодные общецерковные съезды по социальному служению (2011, 2012, 2013 гг.). Интересно ознакомиться с итоговыми документами съезда.

Особого внимания с точки зрения рассмотрения социальных проблем требует анализ православных средств массовой информации.

Например, большое количество статей, посвященных социальной тематике, можно найти на тематическом сайте «Милосердие.ру», на сайте «Православие и мир» (http://www.pravmir.ru/), на форумах. Но надо быть достаточно осторожными, так как отдельное мнение священника или мирянина может не совпадать с официальной позицией Церкви, или официальная позиция может быть не четко сформулированной. При этом многие статьи бывают интересными и могут дать информацию для размышления, так как подчас содержат живой и актуальный опыт, освещая повседневную жизнь обычных людей. Есть и статьи, посвященные обсуждению новых законопроектов. В них отражена попытка согласовать и сравнить, выяснить, что общего и чем отличаются государственная позиция и позиция Церкви.

Представляется, что в современной России наиболее перспективной является социальная модель государственно-церковных отношений, построенная на основе постоянного сотрудничества между государством, церковью, а также другими социальными институтами и общественными организациями. Данная модель имеет своим базисным основанием социальное партнерство и конструктивный диалог со всеми социальными институтами и слоями российского общества15.

Одно из значимых мест занимают в этой модели институты социальной работы, «включающие в себя весь спектр социальных служб и учреждений, в которых осуществляется по­мощь населению (официального, неофициального, государствен­ного, негосударственного, добровольно-общественного характе­ра). Каждый социальный институт имеет свои специфические за­дачи.

К специально созданным институтам помощи и защиты (фор­мализованные институты социальной работы) относят: государ­ственные институты социальной защиты населения, образова­ние, здравоохранение, учреждения культуры, Вооруженные силы и т.д.

Негосударственные формализованные институты социальной работы включают в себя: церковь, общественные организации, благотворительные фонды, производственные предприятия.

Как неформальные институты помощи рассматриваются семья (родственники), соседство, приятельство, частные благотворители. Они могут действовать как самостоятельно, так и оказывать со­действие государственным и негосударственным организациям»16.

Взаимодействие социальных структур должно стать нормой не только в практической, но и научной сфере, что обусловлено необходимостью применения целого комплекса знаний и умений для решения социальных проблем. «По своей природе социальная работа представляет собой междисциплинарную и интегративную науку, что подразумевает сотрудничество между представителями различных дисциплин в решении комплексных проблем человека и общества и технологиях их разрешения»17.

Способы решения социальных проблем

Можно выделить два подхода к решению социальных проблем: западный и восточный.

На Западе основной подход к решению социальных задач – системный. В нем, конечно, есть свои положительные стороны: результативность, видимое благополучие. Главный признак такого подхода – то, что результаты можно «пощупать»: для решения социальных вопросов применялись и применяются вполне материальные способы их решения, встроенные в систему социально-политическо-экономического управления западных государств.

Восточный подход к решению социальных проблем – это восприятие и применение божественного видения сущности проблемы, как истинного источника выяснения её первопричины. Здесь приоритетной является этическая составляющая, а земное приходит в соподчинение божественному.

Решение социальных проблем проводится Православной Церковью именно с устремлением в вечность. И если западный мир глобализируясь, втягивает в эти процессы всю вселенную, навязывая свои ценности и не оставляя выбора на национальную и духовную идентичность, то, соответственно происходит попытка искусственной подмены приоритетов, что не может не заложить основы для будущих конфликтов18.

Поиск решения сложных комплексных проблем современного общества требует также качественной подготовки церковных социальных работников.

Перспективы развития социальной деятельности Церкви по решению социальных проблем

Обеспечить в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия, эффективную систему церковного социального служения можно только в условиях таких государственно-церковных отношений, в которых государство не будет делегировать свои непосредственные социальные функции Православной Церкви. Необходимо учитывать тот факт, что современная Русская Православная Церковь после 70 лет застоя в своем развитии, не восстановилась до настоящего времени – ни в кадровом, ни в научном, ни в имущественном отношении. Вместе с тем, количество социальных проблем в обществе возросло. Церковь без помощи государства сегодня не в состоянии самостоятельно справляться с колоссальным объемом социальных нужд российского общества19.

Сегодня есть огромное количество социальных проблем, в решении которых Церковь могла бы эффективно помогать государству и обществу. Это образование, охрана семьи, материнства и детства, духовное, культурное, нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи, помощь заключенным и реабилитация освободившихся из мест заключения, борьба с такими общественными недугами, как алкоголизм и наркомания, и многое другое.

Не без участия Церкви было предотвращена угроза гражданской войны в 1993 году. При участии Церкви удалось избежать крайностей разделения между народами распавшегося Советского Союза. Более того, именно единство Русской Православной Церкви на постсоветском пространстве позволяет надеяться, что разрушение сложившейся за многие годы исторической общности людей не является необратимым явлением. Церковь также осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями, ибо взаимопонимание и взаимоуважение - единственный путь, гарантирующий прочный и справедливый мир. В частности, посреднические усилия Московского Патриархата немало способствовали преодолению напряженности между народами Армении и Азербайджана20.

В современных кризисных условиях совместные мероприятия Церкви (в том числе, и на епархиальном уровне) - с одной стороны, и государства, общества и частных лиц - с другой стороны, направленные на решение социальных проблем общества, могут в значительной степени способствовать оздоровлению ситуации в социальной сфере российского государства21.

Основная проблема диаконии сегодня состоит в том, чтобы найти новые формы социального служения, которые удовлетворяли бы нуждам отдельных лиц, семей и общества и в то же время способствовали социальной справедливости на местном, национальном, региональном и всемирном уровнях. Одной из главных форм общественного служения церкви является установление и развитие ее социального партнерства как с государством, так и с иными структурами - благотворительными, образовательными, научными, культурными и другими.

Социальное партнерство государства и религиозных организаций, расширит возможность последних вести работу в области милосердия и благотворительности, получая необходимую поддержку в виде налоговых и иных льгот, материально-технического обеспечения и субсидирования, финансирования на конкурсной основе разработанных ими благотворительных программ и т.д.22

Комментарии относительно некоторых социальных проблем

Picture
Вышинский Олег, диакон

Национальный вопрос

С одной стороны, православной этике претит деление народов на лучшие и худшие. Работая с представителями национальных меньшинств, мигрантами, беженцами, необходимо помнить о том, что для нас, как христовых служителей, нет ни эллина, ни иудея, что проклятие народов в виде разделения языков при Вавилонском столпотворении преодолено в день Пятидесятницы, когда Ученики получили дар проповеди Евангелия на иных языках. Тем не менее, разделение человечества на народы Господом не было совершенно упразднено. Существующие барьеры призваны сохранить идентичность национальностей, дабы уберечь всё лучшее в их традициях, культуре, и не «заразить» при этом окружающих своими негативными национальными чертами. Следует разделять такие понятия как патриотизм, национализм и расизм.   

Если первое означает любовь к своему народу, не исключающую позитивного отношения к представителям других народов, то национализм характеризуется негативным отношением к инородцам по причине болезненного, гипертрофированного чувства своей национальной идентичности. Расизмом же называется мировоззрение, утверждающее неравноценность людей по расовому, т.е. биологическому признаку.

Отношение христианина к патриотизму – как к добродетели, к национализму – как к естественному явлению, которое, впрочем,  должно быть преодолено, к расизму – как к ереси. 

Труд  и  собственность

С точки зрения Православной Церкви, труд является призванием человека с момента его сотворения, когда Бог благословил Адама возделывать землю, а собственность, как плоды труда, должна принадлежать человеку по праву, ибо является необходимым условием его существования. Однако эти вопросы постоянно требуют уточнения. Труд после грехопадения из благословения превратился в наказание и приобрёл признаки такового – «тяжесть и болезненность». Тяжёлый труд, лишённый элемента творчества в широком смысле, не благотворен для человека и не способствует его духовному и личностному росту. В церковнославянском языке слово «труд» носит негативный смысл. Так, в псалмах мы читаем: «…беззаконие и труд посреде его и неправда, и не оскуде от стогн его лихва и лесть» (Пс.54) . Мысль о том, что только трудящийся достоин пропитания: «…кто не работает, тот не ест», абсолютно неприемлема для христианина, ибо является кощунственным искажением слов св. ап. Павла из его второго послания к Фессалоникийцам: «…Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Сол 3:10). Эта нравственная максима уравновешивается контекстом: «Вы же братья не унывайте, делая добро» (2 Сол 3:13), что по толкованию свт. Феофана Затворника является призывом благотворить людям, неспособным самостоятельно трудиться.

Право человека на собственность охраняется ещё Ветхим Заветом (заповеди «Не укради», «не пожелай…»). Даже в условиях «первохристианского коммунизма», когда «никто ничего из имения не называл своим…» (Деян. 4:32), право собственности официально не отменяется.  Когда ап. Пётр обличает Ананию, он утверждает: «Чем ты владел, не твоё ли было, и приобретённое продажею не в твоей ли власти находилось?» (Деян. 5:3).

Автор энциклики «Rerum novarum», папа Лев XIII право на собственность выводит из естественного права. Человек отличается от животных, прежде всего, способностью мысленно совмещать прошедшее, настоящее и будущее, – утверждает понтифик,- в связи с этим человек может предвидеть, что ему понадобится в будущем, и делать необходимые запасы.

Папа Лев XIII

Однако Господь в Евангелии как раз призывает учеников отказаться от использования этого преимущества человека над животными: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф.6:26).

В Нагорной проповеди и других Евангельских отрывках Господь призывает искать, в первую очередь, Царства Небесного и Правды Его, чему может помешать чрезмерная привязанность к земным благам (Лк 18:25). Но имеющиеся блага Господь призывает использовать на приобретение «друзей от мамоны неправды» (Лк 16:9), на то, чтобы «в Бога богатеть» (Лк.12:20) и т.п.

Преступление, наказание, исправление

В Основах Социальной концепции РПЦ сказано:

«Совершенное и осужденное по закону преступление предполагает справедливое наказание. Смысл его состоит в исправлении человека, нарушившего закон, а также в ограждении общества от преступника и в пресечении его противоправной деятельности. Церковь, не становясь судьей человеку, преступившему закон, призвана нести попечение о его душе. Именно поэтому она понимает наказание не как месть, но как средство внутреннего очищения согрешившего».

Попечение о душе осужденного со стороны пастыря без помощи в адаптации человека к социальной жизни после его освобождения не может быть полным и эффективным. Поэтому всё, что написано для пастырей в данном разделе, касается и церковных социальных работников.

Церковь может помочь решить проблемы в следующих сферах:

1. Миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию к сотрудничеству между людьми, народами и государствами.

2. Забота о сохранении нравственности в обществе.

Например, деформация семейно-брачных отношений.

Современная демографическая ситуация в России и основные тенденции в развитии семейно-брачных отношений свидетельствуют о кризисных явлениях этого социального института. Эти негативные тенденции, наряду с другими причинами, обусловлены тем, какая модель семьи имеет место в современном российском обществе и как она согласуется с православными представлениями о семье.

Изменение политической и экономической ситуации в стране в начале 90-х гг. ХХ в. привело к разрушению многих институтов жизнеобеспечения человека и общества, на протяжении всего советского периода формировавших в определенной степени иждивенческий менталитет народа. Политический и экономический кризис в стране углубили духовно-нравственный кризис, основание которого было заложено в годы воинствующего атеизма. Все это привело к катастрофическому падению численности населения. Возрождение нравственности – один из эффективных способов решения проблемы23.

3. Духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание24. 4. Деда милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ.

5. Охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры.

6. Диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровнях по вопросам, значимым для Церкви и обществам, в том числе и в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений.

7. Попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание.

8. Труды но профилактике правонарушении, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы.

9. Наука, включая гуманитарные исследования.

10. Здравоохранение.

11. Культура и творческая деятельность,

12. Работа церковных и светских средств массовой информации.

13. Деятельность по сохранению окружающей среды.

14. Экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества.

15. Поддержка института семьи, материнства и детства.

16. Противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества25.



1 Авт.-сост.: Зальцман Татьяна Валерьевна, к.и.н., доцент ПСТГУ

2 Степанов А., прот. Сотрудничество Церкви с государственными и общественными организациями в социальной области на примере Санкт-Петербурга // Доклад на конференции «Церковь и медицина», CПб 15.06.05. - [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=12&id=1819  Дата обращения: 21.09.2013

3 Там же

4 Капалин А.М. Социальная структура, социальные институты и процессы. Дисс…к.с.н. // - [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.religiopolis.org/documents/338-socialnye-funkcii-instituta-rpc-kapalin.html  Дата обращения: 19.09.2013.

5 Там же

6 Костылева Т.А.  Социальное служение религиозных организаций. Омск 2006. Дисс…к.ф.н. Специальность: 09.00.13. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. - [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsialnoe-sluzhenie-religioznykh-organizatsii#ixzz2iQbUFAvZ Дата обращения: 18.09.2013

7 О становлении института социального служения смотрите работу Решетникова О.В. «Концепция социального служения в современном обществе». - М. :Издательство Союз РГСУ, 2008.

9 Кирилл, митр. Смоленский и Калининградский Нет, Церковь не молчит // Газета «Трибуна». - [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.otechestvo.org.ua/intervyu/inter_Kirill.html   Дата обращения: 21.09.2013.

10 Там же.

11 Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата об «Об основах социальной концепции Русской Православной Церкви» // [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/422562.html Дата обращения: 19.09.2013

12 Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и мир на пороге нового тысячелетия. // Православное чтение: сборник душеполезных текстов. - [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.zavet.ru/rchten1.htm Дата обращения: 19.09.2013

13 Там же.

14 Основы социальной концепции Русской православной Церкви. // Русская православная церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. - [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html Дата обращения: 15.10.2013

15 Лановенко А.А. Социально-исторический процесс взаимодействия государства и церкви: современный социокультурный подход. Дисс…к.с.н. Специальность 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы. М., 2012

18 Диханов В., иер. Православная Церковь и социальные проблемы современного общества: философия процессов. - [Электронный документ]. - Режим доступа: http://rev-vlad.livejournal.com/548.html Дата обращения: 19.09.2013

19 Степанов И.И. Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв. Дисс. к.и.н. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. - [Электронный документ].– Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsialnoe-sluzhenie-russkoi-pravoslavnoi-tserkvi-v-kontse-xix-nachale-xx-vv#ixzz2iQaZo2Zh Дата обращения: 19.09.2013

20 Кирилл митр. Смоленский и Калининградский Нет, Церковь не молчит // Газета «Трибуна». - [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.otechestvo.org.ua/intervyu/inter_Kirill.html   Дата обращения: 21.09.2013.

21 Степанов И.И. Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв. Дисс. к.и.н. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. - [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsialnoe-sluzhenie-russkoi-pravoslavnoi-tserkvi-v-kontse-xix-nachale-xx-vv#ixzz2iQaZo2Zh Дата обращения: 19.09.2013

22 Костылева Т.А.  Социальное служение религиозных организаций. Омск 2006. Дисс…к.ф.н. Специальность: 09.00.13. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. - [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsialnoe-sluzhenie-religioznykh-organizatsii#ixzz2iQbUFAvZ Дата обращения: 19.09.2013.

23 Капалин А.М. (архиеп. Тобольский и Тюменский Дмитрий, РПЦ МП) Социальная структура, социальные институты и процессы. Дисс…к.с.н. // [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.religiopolis.org/documents/338-socialnye-funkcii-instituta-rpc-kapalin.html  Дата обращения: 19.09.2013.

24 См., напр., программу «Неравнодушный разговор», выпуск №71  О наших болезнях Крупин

25 Степанов И.И. Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв. Дисс. к.и.н. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. Электронный документ]. - Режим доступа:  http://www.dissercat.com/content/sotsialnoe-sluzhenie-russkoi-pravoslavnoi-tserkvi-v-kontse-xix-nachale-xx-vv#ixzz2iQaZo2Zh Дата обращения: 19.09.2013.

 

Структура пособия

Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube